Образы русских вышивок 19-20 веков в Латгалии

ОБРАЗЫ РУССКИХ ВЫШИВОК 19-20 ВЕКОВ В ЛАТГАЛИИ

22.02.10 20:24 | Автор: Administrator |

З. Китова

ОБРАЗЫ РУССКИХ ВЫШИВОК 19-20 ВЕКОВ В ЛАТГАЛИИ

 

Быт русской семьи на протяжении многих веков неизменно был украшен многочисленным рукоделием. Мужские руки строили избу, украшали ее cнаружи традиционным резным узорочьем. Они же делали нехитрую мебель, деревянную посуду, которую нередко тоже украшала резьба. Женщины (по древнему укладу) отвечали за «снабжение» семьи всеми видами белья и значительной части верхней одежды. Их руки не только пряли, ткали, шили и вязали, но «набирали» на ткацком стане сложные переплетения льняных нитей, а потом еще «расшивали» («расписывали») холсты разноцветными узорами — то простыми, то замысловатыми. Эти вышивки вносили особый мажорный акцент в бревенчатую избу с ее весьма скудным освещением.

Однако истоки всего этого “ узорочья” ученые видят не столько в естественном стремлении к красоте, сколько в желании наших пращуров уберечь себя и семью от всевозможных вредоносных сил (подробнее об этом в одной из следующих глав). Каждая линия, каждый стежок мог иметь свой смысл и предназначение. В 19 веке в русской (наверное, и в латгальской глубинке) еще могли “ читать” весь узор, как связное послание или заклинание. В ХХ веке осталась лишь традиция повторять бабушкин узор или только часть его. Последнее обычно приводило к полному сдвигу первоначального смысла…

…В восточной Латвии – Латгалии — сеяли лен, вкладывали огромный труд в его переработку, главным образом, в различные виды ткани. Занимались этим и коренные жители и пришедшие сюда из России после Раскола староверы. Орудия труда и методы обработки льна были примерно одинаковы, а вот ткацкие узоры и вышивки были, естественно, различными.

…Вышивки украшали полотенца, праздничные простыни и скатерти, мужские рубахи, женские рубашки, блузки и передники. Еще 60 лет назад в каждом старообрядческом доме Латгалии была большее или меньшее «собрание» народной вышивки . …Когда в середине 90-х годов, еще до создания общества «Беловодие», (т.е. до более–менее системного и целенаправленного изучения этнографии староверия в округе) несколько потомственных староверов Екабпилса откликнулись на просьбу местного музея собрать материалы о жизни «старых русских» для первой постсоветской выставки «Екабпилс в 20-30 годы ХХ века», я впервые просмотрела хранившиеся в 12 семействах вышивки…Часть их них  попала в экспозицию  и оказалась в какой-то степени сюрпризом для посетителей. В 2000 году только что созданное общество «Беловодие» организовало  в выставочном зале музея  объемную выставку «Старообрядцы Екабпилса. Быт и традиции». Большую часть  зала площадью 50 кв.м. заняли около 200 разных полотенец, простыней, вышитых рубах и т.д. Выставка вызвала неожиданно большой интерес  со стороны и латышей  и летних туристов из Европы. Для нас же самым важным последствием выставки показалось  возросшее самосознание значительной части  староверов, их всколыхнувшийся интерес к собственному прошлому. После этой выставки, фактически, и стала складываться  наша коллекция старого русского рукоделия, которая сейчас насчитывает около 80 предметов. Часть из них достойна описания на этой странице.

Однако, общение во время выставки как с местными, так и приезжими староверами (приезжали большие и малые группы из разных общин Латгалии)  навело и на грустные выводы.

Во–первых, даже, казалось бы, имеющие наиболее прочные старообрядческие корни,  жены наставников и причетницы в возрасте 60-80 лет уже не знают ни одной из наиболее старых техник вышивки (лишь одна 82-летняя певица вспомнила, что в детстве видела,  как  вышивали т.н. «белый шов», или «шов по намёту»).

Во-вторых, для большинства русских посетителей (точнее — посетительниц) старинные строгие  орнаменты или узоры (красные  или черно-красные по белому) с первого раза казались  менее интересными, чем многоцветные цветочные композиции на полотенцах и простынях 30-60 годов ХХ века. И лишь приглядевшись, побывав на выставке вторично,  они уже подолгу задерживались перед традиционно русскими работами, впитывая в себя тепло и свет этих узоров, одновременно и строгих и ярких.

Послевоенным поколениям, знакомым лишь с бесчисленными букетиками, кошечками и голубками, исполненными  гладью или «болгарским крестом»,  уже едва ли не ментально чужды   пронесенные через века их же прабабками древние узоры. Они  фактически не соприкасались  с настоящей русской вышивкой и не могут даже отделить ее от заимствований из европейских альбомов для рукодельниц.

Через эти заметки, не претендующие на глубокий научный анализ, хочу показать и немного рассказать о том, что еще сохранилось  в наших краях из древнего культурного наследия, бывшего неотъемлемой частью старообрядческого духа и быта. Для этого  будут использованы  рукоделия нашего собрания и рукоделия, хранящиеся в Екабпилсском поморском храме и отдельных семьях.

Но прежде всего, прошу Вас, уважаемый читатель, ознакомится со статьей самого известного ученого старообрядца Латвии ХХ века — Ивана Никифоровича Заволоко (1897 –1984). Публицист и историк, археограф, открывший для науки много древнерусских рукописей, издатель журнала «Родная старина», был еще и  первым собирателем  материалов по этнографии старообрядцев Латгалии и Эстонии. С молодёжью своего кружка «ревнителей русской старины» он в конце 20 — начале 30 годов ХХ века провел несколько экспедиций по староверческим поселениям  Латгалии,  собирая старинные песни, духовные стихи, предметы прикладного искусства, в том числе и вышивки. Находки рукоделий были обобщены  в двух альбомах «Альбом старинных русских узоров» и «Древне-русская вышивка», изданных И.Н. Заволоко в 1929  и 1939 годах.

Позволю себе в сокращенном виде опубликовать основные моменты вводной статьи Ивана Никифоровича ко второму изданию орнаментов. Считаю, что мотивация этой его работы для русских в Латвии в начале 21 века во много раз актуальнее, чем в 1939 году.

«Русская крестьянская вышивка – своеобразный памятник народного творчества. В ней особенно ярко и полно выявлена художественная одаренность русского народа.

(…)В ней мы находим художественные образы далёкого, дохристианского прошлого. Человеческие фигуры с поднятыми руками, птицы с коронами, деревья с предстоящими фигурами – всё это говорит о культовом происхождении содержания старинной русской вышивки.

Наряду с этими изображениями мы встречаем также следы влияния культур(…)народов, с которыми наши предки соприкасались.(…)

Помещаемые в настоящем издании образцы крестьянских вышивок собраны преимущественно в старообрядческих деревнях Латвии (Резекненский и Даугавпилсский уезды) и частично в Эстонии.

По своему содержанию узоры этих вышивок повторяют мотивы. Характерные для северо-русского края (Олонецкая, Вологодская губ.). Отсюда преобладание животного и растительного рисунка. Чаще всего встречается «древо жизни» с фигурками людей, животных и птиц по сторонам его.

На некоторых узорах женская фигура может держать в руках птиц или растения. Если по сторонам женской фигуры изображены всадники, то повода коней женщина держит в своих руках. (…)

Для большинства рисунков характерным является симметричность и стилизация изображений… Прототипы узоров (…) находят на  различных археологических предметах.(…)

В отличие от образцов латышского народного искусства, где «крестики», «елочки», «крыши», «ужи» и «угунскрусты» (свастики – прим. автора) являются основой народного узора, в русском шитье эти мотивы —  лишь часть узора.(…)

Крестьянская вышивка наиболее отчетливо сохраняет традиции многовековой культуры народной графики.

Расцветка собранных образцов…отличается некоторой скромностью.

Красный узор на белой ткани или рисунок  белой нитью на кумаче раскрашиваются иногда желтыми и зелеными узорами. Черный и синий цвета попадаются редко.

Своеобразие рисунка старинной вышивки объясняется некоторыми особенностями техники шитья. Самым старинным  способом вышивания, который еще сохранился во многих деревнях Латгалии, нужно считать «двусторонний шов». Шитье двустороннее заключается в накладывании на ткань одинакового размера, по счету ниток холста, небольших стежков, расположенных совершенно одинаково по обеим сторонам холста.

Почти совершенно забыт второй способ  древнего шитья – «шов набором». Этот приём  состоит в том, что стежки того же размера и направления, как в «двустороннем шве», накладываются группами, образующими  квадратики, полосы и т.д.

В Печерском крае еще знают «шов тамбуром» – нечто среднее между шитьем и вязаньем. При этом приёме пользуются особой иглой с крючочком на конце, которой продергивают сквозь холст нитку, образующую на лицевой поверхности ряд мелких, прилегающих друг к другу петелек. Рисунок геометрический или растительный. Тамбуром вышивают чаще всего белыми нитками по кумачу.

Старинным способом вышивания является… «шов по вырези». Техника этого шитья заключается в следующем: предварительно на холсте намечается карандашом контур рисунка, затем этот контур закрепляется полосой  «тамбура», на основном фоне холста выдергиваются нити (обыкновенно 4 выдергиваются и 4 оставляются и т.д.). Около рисунка выдерганные нити подрезаются, и тамбур их закрепляет. Оставшиеся не выдерганными нити фона  перевиваются ниткой и образуют сетку, или филе, на котором очень рельефно выступает сплошная масса белого узора. Большие плоскости узора разделываются иногда дырочками, треугольниками, квадратиками. Иногда в этих плоскостях обводят тамбуром новые узоры, в которых снова выдергиваются нитки. Оставленные же нитки скрепляются в виде филе, но уже не в простую клеточку, а различными узорами (см. 2 стр. обложки).

Предметы, вышитые «швом по вырези» являются самыми изящными по рисунку. До войны ( Первой мировой) этот шов был весьма распространен в северо-русских областях, главным образом в Олонецкой губернии. (…)В Прибалтике эту старинную технику шитья забыли. Существует еще и другой «шов по перевити», или «по намёту».

Этот прием тоже основан на  выдергивании ниток, но нитки выдергиваются по всему холсту. Все оставшиеся нити перевиваются. Образуется толстая канва-сетка, и уже по этой сетке выводится узор.

Молодёжь увлекается теперь более модными и легкими приемами вышивания. Но за последние годы, по примеру горожан, и деревенская молодёжь начинает возвращаться к старинному народному узору. К сожалению, изучение народного искусства у нас находится в зачаточном состоянии.

Необходимо накапливать, собирать материалы, зарисовывать, фотографировать эти образцы народного творчества. Но этого мало. Надо укреплять в сознании, особенно молодежи, любовь к бытовым особенностям своего народа. Надо окружать себя в своем повседневном обиходе впечатлениями русского народного творчества, незаметно, но глубоко проникающего в Душу». (И. Н. Заволоко)

Последнее обновление (22.02.10 20:49)

 

 

Designed by Belovodije.

 

Оставьте комментарий