З. Н. ЗИМОВА. ПАМЯТИ А. А. ЗАВАРИНОЙ

7 октября 2015 года на 87 году жизни скончалась Антонина Александровна Заварина, доктор исторических наук,  этнограф, проводившая еще в 60-70 е годы ХХ века первые научные исследования истории и быта  старообрядцев   Латвии. По результатам ее многолетних архивных исследований и экспедиций в  поселения  восточной Латвии – Латгале  была издана книга — монография  «РУССКОЕ  НАСЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНОЙ ЛАТВИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ  Х1Х –  нач. ХХ ВЕКА».  Издатель –Академия Наук Латвийской ССР. Институт истории, 1986 г. Затем последовали публикации отдельных статей по вопросам истории русских  старожилов  в Латвии.

Материалом этих статей и многих докладов на старообрядческих международных конференциях конца ХХ и нач. ХХ1 века стали тысячи выписок из документов государственных исторических архивов Эстонии и Латвии и России..

Антонина Александровна более 20 лет (60-80 гг.) работала в этих архивах, разыскивая материалы и делая выписки, относящиеся к истории русского старожильческого населения Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерний в к. 18 – нач. 20 века. Таким образом в собственном архиве историка–этнографа скопилось  десятки толстых тетрадей  таких выписок. Каждая снабжена точным указанием на архив и полный шифр документа. Часть выписок дана в пересказе, наиболее важные – в точной копии.

Мне выпало счастье в 2004 году познакомиться с этой замечательной женщиной – очень деликатной, чуткой, невероятно скромной и внимательной. Прочитав мою маленькую работу по истории староверов Екабпилса, А.А. посоветовала продолжить  эту тему и  передала шифр нескольких фондов Исторического Архива Латвии, содержащих материалы по истории староверов Латвии. Воспользовавшись этим, я в 2007 году обнаружила много интересных данных по своей теме. В последующие годы Антонина Александровна дважды предоставляла мне  и И. С. Кирничанской       тетради со своими выписками.     Я скопировала многие из ее материалов.  Часть сведений, касающихся староверов Екабпилса, мною использованы при подготовке второго издания       «Старообрядцы Екабпилса. Х1Х –ХХ1 в.».

Однако в этих толстых тетрадях хранится еще много сведений о жизни и судьбах «старых русских»  Латвии в ХIХ веке. Об их публикации и введении в так называемый научный оборот   нам ничего неизвестно. И вот теперь мы пробуем опубликовать на сайте БЕЛОВОДИЯ часть выписок, чтобы труды этой замечательной исследовательницы стали доступны интересующимся историей русского старожильческого населения Латвии.

Интересующимся опубликованными работами Антонины Александровны Завариной  предлагаем открыть сайт «Русские Латвии»  http://www.russkije.lv/ru/lib/read/antonina-zavarina.html

Имеющиеся в моем распоряжении выписки А.А. Завариной мы пока сгруппировали в два раздела. Первый касается некоторых сведений о староверах рубежа Видземе и Латгале в сер. Х1Х века, второй содержит многочисленные и разнообразные сведения о  большом и , кажется. наиболее древнем ареале обитания старообрядцев в Х1Х веке – в самой юго-восточной части Латви. Это левобережье Даугавы (напротив Даугавпилса) округа Илуксте и прилегающего к Литве пограничья..

             РАЗДЕЛ 1.

Из имеющихся в моем распоряжении копий выписок можно подобрать материалы, например, о некоторых аспектах жизни староверов в центральной части Латвии – на бывшем пограничье Лифляндской и Витебской губерний,  там, где теперь  соприкасаются границы Мадонского и Екабпилсского районов, т.е.  Видземе и Латгале (по традиционному делению на четыре исторически сложившиеся части современной Латвии).

В середине Х1Х века этот заболоченный малоплодородный край входил в состав Венденского (Цесисского) уезда Лифляндской губернии и Режицкого уезда Витебской губернии. Значительная часть земель принадлежала баронским родам Борхов и Корфов, к именим которых были приписаны мелкие населенные пункты – деревеньки, нередко состоявшие из 3-5 домов. Основными жителями были, конечно, латыши. Однако в этих малолюдных неприветливых местах  жили и бежавшие из Российских земель староверы. Они обживали небольшие возвышенности среди десятков километров болот – «острова»  (на местном языке –«сала»). Распахивали немногие кусочки пригодной земли, заводили скот, иногда строили маленький молитвенный дом, хотя чаще всего молились в чьей-то более просторной избе…Главным стремлением было — уберечь от гонений свою веру и образ жизни. Так появлялись на карте Сиксала («маленький остров»). Лиепсала (Липовый о-в), Ракксала и др. Тогда это был самый западный ареал расселения  староверов Латвии. Основная их масса поселилась восточнее – между Резекне и Даугавпилсом, а также в самом юго восточной углу Латвии – на рубеже с Литвой и за ним.

Юридический статус русских  в этих местах мог быть разным. В Лифляндской губернии крепостное право было отменено уже в 1815-1817 г.г  В Витебской – как и во всех  российских губерниях будет отменено лишь в 1861 году. Поэтому какая-то часть староверов оставалась в крепостной зависимости, а другие (тоже занимавшиеся сельским хозяйством, работавшие в баронских имениях, ремесленники и др.), были свободными. С 70-х годов ХУШ века, каждый свободный человек в России   должен был быть «приписанным» к какому –либо . к сословию и платить подати. В отношении к староверам это мог быть статус мещан, либо – в редком случае – купцов. При этом  в тогдашних «паспортах» требовалось указывать:  к мещанам какого именно города приписан тот или иной свободный.

Первая группа документов, которые мне хотелось бы  привести здесь, – это  материалы от 40-ых годов Х1Х в и до начала ХХ в, содержащие упоминания о староверах Ракксалы, нынешних Тимсмолес, и ближайших окрестностей Межаре (ныне — волостной центр в 25 км от Екабпилса на шоссе Рига-Москва).

Документ 1. 1831 г. В деревне Ракксала, принадлежащей к мызе Одзиен, лесным сторожем имения работает Артемий Андреев. 31 г., приписан к мещанам г. Риги, отпущен до 1833 г. Его племянник Гавриил Петров Сазонов, 26 лет, старовер, мещанин. в деревне Ракксала обучает грамоте детей (раскольников) (Ф.655-1-38, лист 5).

 

Документ 2. В нескольких последующих документах рассказывается о муках семьи Орловых в конце 40-ых годов Х1Х в. Надо помнить, что в Лифляндской губернии крепостное право было отменено уже более 20 лет назад, а в соседней – Витебской  будет отменено только в 1861году.

ЦГИА Эстонии  231-8 — 1478 «Генерал-Губернатору Лифляндии  от Венденского орднунггерихта.1849г.

…Мне донесли, что в то время, когда все жители Ракксаловские и Новинские принадлежали к расколу, они брали себе жен  из деревень Сиксала, Бунски (Бунтики), Кристели и Липушки, лежащих в Витебской губернии и принадлежащих к имению Варклянде графа Борха.

По присоединению одной части Ракксальских и Новинских жителей к православию и единоверию, эти деревни находятся, как говорят, в неприязненном отношении. Известно, что в Витебской деревне Кристели  отказали в жене проживающему в д. Новино  Захару Орлову. Обстоятельства эти так пересказывают.

В прошедшем  году Захар Орлов, получив повеление (разрешение) от управляющего дер. Кристели Шилинского  взять в жены крестьянку этой деревни Прасковью… После этого Орлов перешел в единоверие. о чем узнали в Кристели. Подстрекаемый, видимо, наставником деревни, Шилинский тогда потребовал от Орлова  свидетельство о том, что он принадлежит к расколу. Чтобы получить свидетельство, Орлов заставил в Крейцбурге солдата написать именем священника Назарова свидетельство и передал оное Шилинскому. Но Шилинский, не доверяя свидетельству, взял от Орлова за невесту 29 руб серебром и, узнав, что Орлов в самом деле перешел в единоверие, передал его Режицкому Земскому Суду за подделку свидетельства, невесту же силою привез опять в Кристели.

         После этого уже никто из Ракксальских и Новинских жителей уже не сватался в витебских деревнях. Отношение  единоверцев к раскольникам в д. Ракксала в настоящеее время, конечно, неприязненное. Недоверчивость заняла место прежнего согласия.»

Документ 3. От барона Борха–генерал губернатору графу Суворову-Рымникскому.

…«Венденского уезда жителям дер. Ракксала и Новины еще в то время. когда они принадлежали к расколу, воспрещено было давать жен с моих деревень. Потому что они (т.е. староверы Ракксалы – прим. публикатора) как вольные не соглашались выдавать дочерей своих за моих крепостных крестьян. В 1848 году Захар Орлов просил моего поверенного Жеглинского дозволить ему жениться на крестьянке дер. Кристели Пр. Мироновой, но оный не соглашался… потому что отец ее Мирон совершенно несемейный и имел одну только дочь. Но по наговору Орлова  Прасковья бежала к нему в деревню Роксол и жила там с ним беспорядочно… Узнав об этом, поверенный (Жегловский?). велел отцу Прасковьи доставить ее  назад, нужную для домашних и мызных работ. В июле 1849 года он привез беременную дочь назад.  Орлов,  приехавший снова, просил разрешения жениться  на Прасковье, причем сам добровольно  Мирону за взятие дочери  дал 29 руб.лей серебром. Брак был Жиглинским разрешен. Но они отправились в дер. Ракксол. Прожили там невенчанными до 1850 г.  Что сталось с ними далее (обвенчались ли?) неизвестно».

Далее из обращения барона Борха следует, что все действия Жеглинского были правильными, так что  подача на управляющего жалобы в суд необоснована.

 

         Документ 4. !853 г.(Ц ГИА Эстонии 291 ф.оп.8-1826. Стр.26-36)

….В Венденском уезде проживают раскольники: в самом имении Одзиен -14 человек, 10 мужского пола, 4 – женского. Из них приписаны к Риге -2, к Вендену -2, к Вольмару -4. к Якобштадту -4, к имениям Ляудон-1 и Розиттен -1. И в принадлежащей к имению Одзен деревне Тимсмаль (Новина) 24 души, из них 7 мужчин и 17 женщин. Приписаны же они к Риге и Якобштадту-23 человека  и к частной мызе Вильмель -1 женщина. Деревня Тимсмаль лежит в полуверсте от Витебской границы.Раскольники здесь бедные, все без исключения ходят на работы во внутренние губернии. Молелень и богоделен в сих деревнях нет. Церковные требы совершает  Якобштадский наставник Данила Белов.

         Обряд погребения здесь состоит в том, что, зарыв в могилу умершего, берут немного земли и относят ее к наставнику  Белову для благословенния, а потом, возвратясь обратно из Якобштадта, посыпают землей могилу покойного.

 Документ 5.  (ЦГИА Латвии,ф.3, оп.1, д.24о1. л.1 .1849 г)

         Лист 1. «…»Жители деревень Новино и Раксола в Венденском уезде изъявили желание в 1848 году, во время приезда туда камер-юнкера князя Гагарина и священника Верещагина перейти в единоверие. Но теперь это отказываются делать и всячески поносят живущих в деревнях единоверцев и православных..»

         Лист 4 (в пересказе)…Из сообщения гр. Суворова — Рымникского  губернатору Лифляндской губернии (1849 г) видно, что живущие в 10 верстах от дер. Раксола раскольники числом до 400 душ (дер. Новино) около 8 лет назад все были  православными, но потом  «совращены в раскол монахом Ив. Савельевым, проживающим ныне в Рижской Гребенщиковской богадельне».

         Лист 9. (в пересказе) В феврале 1847 года бывший  епископ Рижский Филарет доносил Остзейскому генерал-губернатору, что в Венденском уезде Ляудонском  кирхшпиле (лютеранский приход?) в недавнем времени учредилась деревня, которая и названа поэтому «Новино». Деревня сия состоит из раскольников, в ней устроена молельня. (современное название –Тимсмалес)

         Лист 28.  (В пересказе) Тот же Ив. Савельев совратил в раскол в то же самое время жителей деревень Витебской губернии — Енджель и Бунтики, лежащих в 7 верстах от Раксолы. Деревня Новино находится в Венденском уезде под мызами Ляудон и Одзиен.

         Лист 47.и 48. Савельев, он же Борун, совратил в раскол православных Витебской губ. Режицого уезда  деревень Энжели имения Аташиене, дер. Бунтики того же имения, дер. Разбегаевка имения Стерляни и дер. Скудришки того же имения… Деревни Енфель и Бунтики  расположены в 7 верстах от Раксалы .Жители этих деревень несколькр раз переходили из православия в раскол и обратно. В деревне Новины проживали рижский мещанин, митавский и якобштадский мещинин.

           Документ 6. ( ЦГИА Латвии Ф1, оп. 19,дело 837, л.40) 1848 г.

(в пересказе) – В деревне Новино живет до 300 раскольников. В пограничных местах Витебской губернии :

В дер. Энжели  в 5 верстах от  Ракксалы – 140 раскольников,

В дер. Бунтики  в 5 верстах — около 280 раскольников,

В дер. Липушки  в 4 верстах — 70 душ

В дер. Трашке  в 8 верстах — 120 душ

В дер. Максимово в 6 верстах — 40 душ

В дер. Разбегаевка   10 верстах — 400 душ

В дер. Меднево   в 10 верстах — 180 душ

В дер. Червоннике в 10 верстах — 80  душ

В дер. Скудриннике в 8 верстах — 30 душ

В дер. Заболотье  в 12 верстах — 40 душ.

Моленная есть одна — Энжельская.»

 

Анализ этих документов может дать сведения о времени жительства староверских общин упомянутых мест. Возможно, что названия изменились. Некоторых из них уже не нвйти на карте. В бывших Новинах (Тимсмалес) и Ракксале староверов давно уже нет…

( Продолжение следует).

На фотографии 2008 года (на одной из Рижских конференций) – Зиновия Зимова и Антонина Заварина.

 

 

 

  zzz

Оставьте комментарий